8 (831) 261-77-39
8 (800) 222-19-73


Подписка на рассылку:

Неверный адрес
Рубрика:

Государственно-частное партнёрство – новые возможности при реализации инновационных проектов

На сегодняшний момент в России реализуются ГЧП-проекты и в дорожном строительстве, и в области ЖКХ, социальной инфраструктуре. Но реальная сфера применения гораздо шире. Работа над редактированием и согласованием проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» сейчас в активной фазе.
В существующих возможностях реализации ГЧП и узких местах в разрабатываемом законе разбиралась юрист Группы Компаний "ЭРА-ГЕО-ГИД", Смирнова Анна.

1. Государственно частное партнерство: понятие, формы

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - для России относительно новая форма средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В настоящее время в РФ разработан проект единого закона о ГЧП и принят 26.04.2013 г. Государственной Думой ФС РФ в I чтении (проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»). Также законодательство о ГЧП принято в 69 субъектах России, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов в РФ действуют также Федеральные законы от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которые также оговаривают варианты реализации проектов ГЧП. В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" (поскольку предоставление бизнесу льгот на определенной территории - тоже вариант ГЧП в широком смысле).
Преимущество ГЧП по сравнению с другими формами взаимодействия государства и частного субъекта заключается в следующем:
  • Проекты ГЧП зачастую облегчают выход на мировые рынки капиталов, активизируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе происходит развитие местных рынков капитала, товаров и услуг;
  • Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в т.ч. с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии;
  • На стороне государства в проектах ГЧП – правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах;
  • В ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций – контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг;
  • В рамках государственной собственности происходят существенные институциональные преобразования, позволяющие расширять участие частного бизнеса в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций. Оставаясь собственником, государство при этом сохраняет за собой и определенную степень хозяйственной активности.

2. Концессия как форма ГЧП

В Российской Федерации наибольшую поддержу со стороны РФ так и со стороны субъектов РФ получила концессионная модель, выразившаяся в предоставлении средств Инвестиционного фонда РФ и активной законодательной работе.
Несомненным достоинством этой модели с юридической точки зрения является ее закрепление на уровне Федерации в ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессиях) в 2005 г., который был существенно доработан в 2008 и 2010 гг., в результате чего многие его недостатки, выявленные практикой применения, были устранены.
Закон о концессиях прямо предусматривает строительство и реконструкцию частным инвестором (в терминологии Закона о концессиях - концессионером) автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, тоннелей; объектов железнодорожного и трубопроводного транспорта; морских и речных портов, аэродромов и аэропортов; коммунальной инфраструктуры и др. Право собственности на объект сохраняется за государством или муниципалитетом (в терминологии Закона о концессиях - концедентом), который предоставляет концессионеру на срок окупаемости проекта право владения и пользования объектом в целях его эксплуатации для возмещения инвестиционных затрат и извлечения прибыли. Таким образом, концессионная модель, не предусматривающая частной собственности на объект, предоставляет концеденту возможность полностью контролировать проект.
В России до сих пор практически нет реально работающего механизма ГЧП по созданию крупных капиталоемких объектов производственной и социальной инфраструктуры на концессионной основе или с использованием инвестиционных договоров под долгосрочные государственные гарантии.
Главная проблема с государственно-частными партнерствами в России и концессиями как их основной формой заключается в том, что государство, приняв Закон N 115-ФЗ, устранилось от разработки подзаконной нормативной базы и системы управления (вертикальной системы органов).
Но вялое течение концессионного процесса в современной России объясняется не только недостаточной подготовленностью государственного аппарата. Бизнес, в свою очередь, не может и не хочет участвовать в реализации проектов с высокими рисками и неопределенностью относительно того, как будут регулироваться концессионные предприятия и на каких условиях они могут быть национализированы.
С момента принятия Федерального закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и до настоящего времени на федеральном уровне были заключены только два концессионных соглашения о строительстве и эксплуатации на платной основе участков скоростных автодорог Москва - Санкт-Петербург (15 - 58 км) и М-1 "Беларусь" Москва - Минск (в обход города Одинцово). Процесс подготовки этих договоров проходил очень тяжело, тексты концессионных соглашений до сих пор недоступны широкой общественности, многочисленные трудности возникали уже на начальных этапах осуществления проектов.

3. Сфера применения ГЧП в России

Сфера применения ГЧП-проектов в РФ огромна. На сегодняшний момент в России реализуются ГЧП-проекты и в дорожном строительстве, и в области ЖКХ, социальной инфраструктуре.
Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» не содержит четкого перечня тех сфер общественной жизни, в которых ГЧП-проекты могли бы быть применимы (первая редакция законопроекта содержала запрет передавать в частные руки объекты жилищно-коммунального хозяйства, сейчас ГЧП в данной сфере регулируется Законом о концессиях, то есть право собственности на объекты ЖКХ закрепляется за публичным партнером).
Некоторые законы субъектов РФ, например, содержат четкий перечень сфер применения ГЧП. Это транспортная и инженерная инфраструктура, инфраструктура связи и телекоммуникаций, системы ЖКХ, энергоснабжение и распределение энергии, государственное и муниципальное управление, правопорядок и безопасность, связь, использование природных ресурсов, здравоохранение, воспитание, культура, спорт, образование, туризм.
Проект ФЗ "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" предполагает принятие отдельных законов по разным направлениям ГЧП. Так, уже сейчас идет подготовительная работа по закону о государственно-частном партнерстве в оборонно-промышленном комплексе (изначально эта сфера наряду с ЖКХ была исключена из области применения закона о ГЧП). В будущем возможна конкретизация условий сотрудничества власти и бизнеса в здравоохранении и социальной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. Все указанные нормативно-правовые акты позволят разработать каналы проникновения частных инвестиций в сферы государственного регулирования.

4. Процесс разработки закона сегодня

В настоящее время ведется активная работа над редактированием и согласованием проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Правительством подготовлена (ко второму чтению документа в Госдуме) обновленная версия законопроекта об основах государственно-частного партнерства (ГЧП). Заместитель руководителя аппарата думского комитета по собственности Игорь Фролов сообщает, что сейчас этап согласований и консультаций, который идет тяжело.
В обновленной версии проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» чиновники намерены предельно жестко регламентировать ГЧП: в проекте появился перечень разрешенных форм. В проекте описано 11 моделей: какое имущество и на каких правах государство передает частнику, на каких условиях частник возвращает его и работает в проекте. Кроме того, документ разрешает использовать концессии и другие формы, предусмотренные федеральными законами или постановлениями правительства.
Так же на международном инвестиционном форуме "Сочи-2013", проходившем в сентябре 2013 года, обсуждался вопрос о государственно-частном партнерстве в РФ и проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков заявил, что закон о государственно-частном партнерстве, разработанный в ведомстве, будет принят в первом и втором чтениях депутатами Госдумы уже в эту осеннею сессию.
Центр развития ГЧП и Минэкономразвития разработали для регионов рекомендации по использованию механизма ГЧП. Это подробная инструкция: какие нужны программные документы, как определить отрасли для проектов, что предусмотреть в местном законодательстве и как управлять уже запущенными проектами.
Таким образом, Российская Федерация встала на позитивный путь развития законодательства о государственно-частном партнёрстве, что позволит в дальнейшем находить новые возможности сотрудничества государства и частного сектора при реализации инновационных значимых для государства проектов.
Однако, учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, законопроект требует уточнения и доработки в отношении таких моментов как:
  • вопросы конкуренции при заключении соглашений о ГЧП;
  • вопросы отграничения соглашений о ГЧП от контрактов, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках;
  • вопрос увеличения на более продолжительный сроков бюджетного планирования;
  • необходимо дать возможность совместного осуществления проекта субъектами РФ и муниципальными образованиями;
  • возможность объединения объектов в один проект при проведении конкурсов на право заключения соглашения о ГЧП (эти меры помогут удешевить стоимость любого проекта ГЧП).

Вернуться к списку статей


DB query error.
Please try later.